Robinson r66

Полеты уровня VIP

Даже когда речь идет о дорогой газотурбинной машине, на которой принято летать сзади, русский владелец зачастую сам садится в кресло пилота. Это сказывается на выборе модели. С другой стороны, только у нас есть такой большой парк вертолетов, в которых можно буквально полежать на диване. Мы рассмотрели, куда направлен спрос и чем бизнес-вертолеты полезны рынку.

VIP — это как?

Далеко не каждый полет и не каждую машину можно удостоить звания VIP. Например, если частное лицо владеет винтокрылой машиной и при всяком удобном случае управляет ею самостоятельно, такой тип полетов заходит на территорию любительского пилотирования, и хотя в этом, безусловно, есть статусная составляющая, все-таки это больше фанаты, романтики, искатели приключений. Завсегдатаи вертолетных клубов и участники всевозможных экспедиций. 

VIP начинается, когда владелец пересаживается из-за ручек управления назад, в пассажирскую кабину — почти та же картина, что и в мире автомобилей. Частный пилот и владелец поршневого Robinson R44 Михаил Фарих описывает это так: "Вертолет можно использовать для разных целей — кто-то исключительно для перемещения в пространстве (например, для полета на дальнюю дачу), кто-то для получения удовольствия от процесса полета. Многие все же совмещают. Я, например, очень много летаю сам. Случаи, когда я летал пассажиром, можно посчитать на пальцах одной руки. Поэтому я бы не сказал, что для меня вертолет как-то связан с понятием VIP. Если же вас возит наемный "шофер" — в данном случае пилот, то это как езда на лимузине на заднем сиденье с газетой в руках или планшетным компьютером с доступом в интернет. Это очень удобно для работы, но большого удовольствия в этом нет". Интересно заметить, что тип двигателя в наземной машине при этом не меняется, а вот в случае с вертолетами с поршневых обычно переходят на газотурбинные. "Robinson никак нельзя назвать VIP-транспортом, это самый недорогой из всех вертолетов. Типа Ford Focus в мире автомобилей,— поясняет Михаил,— хотя новый R66 с газотурбинным двигателем более чем соответствует всем моим потребностям. На сегодня это лучший в мире вертолет по соотношению "цена-качество"". 

Многие выбирают модель не с одной турбиной, а с двумя, руководствуясь как соображениями безопасности, так и ради высокой мощности, лучших летных качеств, престижа. В этом случае уже нужно оплачивать пилотов, техников, ангар и специалиста, а то и целую группу людей, которые будут поддерживать воздушное судно в исправном состоянии. 

Александр Евдокимов, представитель Bell Helicopter, поясняет: "Если речь заходит непосредственно о VIP-полетах, то под ними мы понимаем корпоративное или частное использование техники в интересах и целях бизнеса. Из 50 проданных в России вертолетов Bell 30 находятся в управлении различных корпораций и ведомств и служат для перевозки топ-менеджмента, а также личного состава в случаях, когда другая техника не подходит по соотношению скорости и экономичности, а также с учетом ограничений инфраструктуры. Мы говорим о полетах трех-пяти человек на расстояния примерно 150-300 км в условиях плохой дорожной сети и отсутствия аэродромов. Это как горные районы (Урал, Кавказ), так и добывающие регионы (Сибирь, Казахстан, Дальний Восток)". 

Читайте также  Производство Robinson - дело государственной важности

"Салон" по-русски

Уровень "важности" можно повысить еще на ступень благодаря советскому, а теперь уже и российскому вертолетостроению. Дело в том, что в России и СНГ, как, пожалуй, больше нигде в мире, покупатель выбирает не только из моделей, в которых можно сидеть с тем или иным уровнем комфорта. В наших "салонных" Ми-8 он сможет и ходить в полный рост, и полежать на диване. Это уже VIP на уровне бизнес-джета: одного взгляда достаточно, чтобы заметить разницу между западным представлением о роскошном вертолете и отечественным. Впрочем, даже иностранцы иногда устанавливают подобные интерьеры на самые свои крупные машины (в первую очередь предназначенные для офшорных перевозок), но у нас это поставлено на поток. У холдинга "Вертолеты России" даже есть официальный партнер — компания "Аэротакси-Сервис", которая готова спроектировать, построить и передать заказчику VIP-салон практически любой конфигурации и эстетической изощренности. 

У подобной машины есть и плюсы, и минусы. Среди плюсов: действительно гигантский салон с высотой потолка 1,8 м, в котором помимо дивана, столиков и телевизора доступна немыслимая для других вертолетов роскошь — стюардесса, горячая пища и даже полноценный туалет. И несмотря на постепенное повышение цен на отечественную технику, пока стоимость приобретения еще можно записать в плюс. А вот по эксплуатационным издержкам ставить придется минус. Впрочем, минус вполне оправданный и безальтернативный: дело в том, что даже теоретические конкуренты по габаритам салона AgustaWestland AW101 и Eurocopter EC225 пока в России не представлены, да и с учетом всех таможенных и налоговых сборов в любом случае обойдутся минимум вдвое дороже. 

Еще один недостаток комментирует Илья Иезбера, представитель брокерской фирмы Aerocapital LLC: "Ми-8/171 в VIP-комплектации — своеобразная машина, и, несмотря на появление нескольких компаний, предлагающих VIP-оборудование для этих вертолетов, сохраняется жесткая зависимость потенциальных покупателей от заводов, производящих эти машины. А так как они до 2017 года заняты госзаказом, частным владельцам должного внимания они не уделяют". 

Что касается таких параметров комфорта, как шумы и вибрации, мнения непосредственных пассажиров, опрошенных за годы работы в отрасли, радикально расходятся. Одни говорят, что от недостатков платформы не уйдешь, и, конечно же, по этим параметрам любой "салонный" Ми-8 уступает западным аналогам. Другие сообщают, что в полете можно легко разговаривать друг с другом без использования наушников. Выходит, это уже дело вкуса — и чувствительности слухового аппарата. Что же до конкретных цифр, то можно привести в пример компанию "ВЕМИНА Авиапрестиж", которая сообщает, что новейшая разработка компании BASF материал под названием Basotect позволяет снизить уровень шума на отечественных вертолетах с VIP-салоном до 80 дБ. В потрясающе тихом по вертолетным меркам AW139 производства AgustaWestland этот показатель равен 71 дБ. 

Что выбирают VIP?

На чем и как летают випы в России? Сегодня в стране представлены все варианты владения и различные их ответвления: корпоративные полеты, чартеры, авиатакси и даже вертолетный спорт, в котором "частники" показывают завидные результаты. 

Читайте также  В «Хелипорт Москва» открыт предзаказ на R44 с автопилотом

Можно приписать каждой категории и свои воздушные суда. В случае частного пилотирования это чаще всего Robinson R44, коих, по данным ГосНИИ ГА, в российском реестре на конец прошлого года числилось 270 штук, советское наследие в виде Ми-2, а также некоторые машины посерьезнее и подороже вроде Agusta A109, Bell 206 и 407, Eurocopter AS350, EC130. Сконцентрированы они в основном вокруг аэро- и вертолетных клубов, которые предоставляют сопутствующие услуги: топливо, техобслуживание, мелкий ремонт, хранение, диспетчерскую службу и пр. 

Те, кто предпочитает пассажирское кресло, вышеозначенными не ограничиваются. В России можно найти и экзотический лимузин EC155 (три штуки), и редкий, но оттого лишь более заметный Bell 430 (тоже три). А также дорогой и стильный AW139, который оказался столь уместным в наших широтах, что "Вертолеты России" в сотрудничестве с итальянцами создали совместное предприятие по их сборке в подмосковном Томилино. 

Николай Логинов, старший вице-президент "ЮТэйр — Вертолетные услуги", которая будет эксплуатировать десять AW139 именно для корпоративных перевозок, так отзывается об этой машине: "AW139 — настоящий VIP-вертолет. Он развивает скорость свыше 300 км/ч. Он комфортный, тихий, дорогой. Красивый снаружи, с убираемым шасси. Шикарный итальянский салон. Просто бизнес-джет вертикального взлета — за это его и выбирают заказчики". 

Однако если оценить рыночные доли, будет неправильно все внимание обратить на итальянскую машину. Вертолеты Eurocopter лидируют на российском рынке газотурбинных машин западного производства, и многие из тех 120 экземпляров, что летают в нашем небе, используются именно для пассажирских перевозок. Впрочем, спектр их применения довольно широк и зависит от модели, в то время как вертолеты Bell, чья продукция занимает в России второе место, по словам Александра Евдокимова, в основном задействованы в качестве личного или корпоративного транспорта. Популярность набирает нынешний флагман компании Bell 429. К концу года таких машин будет уже 14. 

Инфраструктура

Вертолет может сесть где угодно. Однако это не означает, что владелец хочет садиться в этом "где угодно" или что его там смогут заправить или помогут разгрузить багаж. Для базирования вертолета важно многое: отапливаемые ангары, своя диспетчерская служба, удобное расположение, наличие опытных пилотов и т. д. Для поршневой техники остро встает вопрос топлива: авиационный бензин 100LL есть далеко не везде. Иногда заправляются на обычных АЗС. В отчете пилота Сергея Ананова о его рекордном перелете Москва—Якутск на двухместном Robinson R22 можно прочитать следующее: "Впервые за перелет вместо 100LL придется залить то, что достану на обычной АЗС. К счастью, выясняется, что рядом открылась новая заправка с 98-м. Беру машину и заправляюсь канистрами под вечер […] и вот уже Lycoming пробует на вкус омский бензин. Готовясь к перелету, я предвидел заправки нештатным топливом. По моему заказу было разработано устройство контроля детонации в двигателе. […] 98-й нареканий не вызвал". 

Читайте также  Поплавковый R66 сертифицирован EASA

Это еще одна причина, по которой самое большое скопление вертолетов Robinson и их владельцев можно обнаружить именно в тематических клубах. В Москве и области их несколько. Хватает и отдельных площадок, в том числе на крышах зданий. Однако запрет на полеты над городом до сих пор в силе. 

А вот по руслу Невы летать можно прямо в центр Санкт-Петербурга. У Медного всадника есть вертолетная площадка. Пожалуй, именно поэтому самый интересный и крупный проект на сегодня — питерский "Хели-Драйв", который расположен совсем недалеко от аэропорта Пулково. По замыслу создателей он станет самым большим вертолетным клубом Европы общей площадью почти 8 га. Помимо взлетно-посадочных площадок, отапливаемых ангаров и диспетчерской службы здесь также возведут демонстрационный зал вертолетной техники, гостевые сооружения и даже музей авиации на борту списанного Ил-86. Клуб уже функционирует, сдана первая очередь строительства. 

Еще один элемент инфраструктуры, который может стать массовым в ближайшее время, первой внедрит компания "Авиа Групп", которая управляет шереметьевским VIP-терминалом А. В ее планах — создание вертолетной площадки для желающих попасть на борт бизнес-джета не по земле, а по воздуху. Подобная практика популярна за рубежом. 

Создание площадки комментирует генеральный директор "Авиа Групп" Михаил Семенов: "Для терминала бизнес-авиации вполне естественно предложить своим клиентам возможность вертолетного трансфера или базирования техники. Подобная практика существует на Западе, там никого не удивляют люди, которые прилетают на собственном или арендованном вертолете прямо в аэропорт и оттуда практически сразу отправляются в дальнее путешествие на бизнес-джете. Российский рынок вертолетных услуг развивается довольно стремительно, но, конечно, отстает от Запада. Наша задача — сократить разрыв. По крайней мере, в рамках шереметьевского терминала А, где компания "Авиа Групп" уже реализует проект собственной вертолетной площадки, способной принимать любые типы вертолетов вплоть до Ми-8. Рядом мы построим отапливаемый ангар для тех, кто решит оставить свою винтокрылую технику здесь на время своих поездок. Соответственно, и диспетчерская, и топливная, и другие службы будут доступны для тех, кто прилетит к нам на своем вертолете". 

Частные вертолеты — важная составляющая всего авиационного рынка. Благодаря небольшому числу владельцев, которые когда-то прошли сложный путь и ввезли в Россию первые вертолеты, сегодня многим доступно обучение, техобслуживание, базирование и даже простые воздушные прогулки. Создаются рабочие места и даже применяются новые подходы международного сотрудничества в области производства. Инфраструктура впоследствии используется такими важными отраслями, как санитарная и пожарная авиация. В общем, даже те, для кого вертолет всего лишь игрушка, тоже помогают развитию рынка в целом. 

Иван Веретенников

Источник: "Business Guide (Вертолетная индустрия)"

Добавить комментарий