К подъему готовы

Очередной экономический кризис разразился в тот момент, когда вертолетный рынок в России только начал набирать обороты. Девальвация рубля ударила по спросу на новые вертолеты, так как цены взлетели практически вдвое. Но вопреки логике, интерес к вертолетному транспорту только растет: летать стали не меньше, а больше.

Вторые руки

В России развито производство боевых и тяжелых гражданских вертолетов. А вот легких машин для авиации общего назначения практически не выпускается. «95% частного вертолетного парка в России — это «иномарки», в России собирается только модель Bell 407»,— рассказывает Александр Евдокимов, генеральный директор Jet Transfer. «Он производится на заводе в Екатеринбурге полностью из импортных запчастей. Глубина сборки, конечно, увеличивается, но все равно она пока «отверточная».

«Большинство частных вертолетов иностранного производства, соответственно, их стоимость привязана к курсу доллара или евро»,— говорит Екатерина Грановская, руководитель отдела продаж компании Heliport Moscow. «Конечно, текущая ситуация сказывается на продажах не в лучшую сторону. Однако мы наблюдаем тенденцию к росту спроса на ресурсные, подержанные вертолеты среди частных лиц, которые используют вертолет в личных целях»,— рассказывает госпожа Грановская.

Минимальная стоимость ресурсной машины на рынке сейчас составляет $300 тыс. и зависит от налетанных часов. Цена новых вертолетов в России начинается от $620 тыс.

В целом спрос на новую технику упал почти на 30%, однако поставки такой техники сократились еще больше — на 40%. Такие цифры, в частности, приводит Александр Евдокимов.

«Интерес к покупке вертолетов не пропал, но клиенты теперь ищут лучшие условия приобретения: скидки, акции, выгодные условия финансирования, «отказные» машины — когда кто-то заказал, но не смог выкупить. Сейчас до 40% Bell Helicopter в России мы продаем в лизинг, ставки сильно зависят от срока и стоимости машины — в среднем это 7-8% в валюте, 12-15% в рублях»,— говорит господин Евдокимов.

Читайте также  Аэросоюз начинает подготовку пилотов на AW119

По словам Екатерины Грановской, большую часть покупателей новой техники составляют компании, которые используют ее для работы. Это строительные, горнодобывающие компании, сельскохозяйственные комплексы, охотхозяйства и т. д.

От дома до трапа

В частном владении, по оценкам экспертов, находятся машины трех основных типов. Первый — это небольшие поршневые вертолеты Robinson R22, R44 и R66, рассчитанные на пилота и трех пассажиров: они составляют 70-80% всего парка. Крейсерская скорость таких вертолетов — около 200 км/час. Машины этого класса в основном частные вертолеты, не имеющие разрешения на коммерческое использование.

Второй тип — газотурбинные вертолеты компании Airbus Helicopters и Eurocopter AS120, AS135, AS350. Стоимость таких вертолетов — $3-8 млн: они составляют около 10% всего вертолетного парка, используются в том числе в коммерческих перевозках.

Еще 5-10% — это премиальный сегмент: вертолеты AgustaWestland AW109, AW139. Стоимость этих машин может доходить до $18 млн. Они рассчитаны на шесть мест и 8 тонн взлетного веса. Это главное преимущество таких машин: они могут перевозить довольно большую компанию с многочисленным багажом.

«По-прежнему среди частников самыми популярными в мире остаются вертолеты американского производства Robinson, модель R44,— отмечает Екатерина Грановская.— Из газотурбинных однодвигательных вертолетов в России по популярности лидирует модель вертолета AS350 в различных конфигурациях. Крейсерская скорость такого судна — 236 км/час».

Практически все эксперты сходятся в том, что количество полетов сохранилось на том же уровне или даже увеличилось.

Одной из популярных услуг в настоящее время стал вертолетный трансфер в аэропорты Шереметьево и Пулково для жителей Подмосковья и Ленинградской области. Компания «А-Групп», базирующаяся в Шереметьево, совершает около десяти подобных перелетов в сутки.

Единственное ощутимое влияние кризиса на рынке таких трансферов в том, что многие клиенты стали выбирать вертолеты другого класса: те, кто летал на Agusta, теперь заказывают Eurocopter, а те, кто предпочитал Eurocopter, пересаживаются на Robinson, если только не летят на длительный отдых всей семьей с багажом, отмечает коммерческий директор «А-Групп» Ольга Герасина.

Читайте также  Robinson сертифицировала вертолет нового поколения

По мнению Александра Евдокимова, ситуацию спасает то, что объективно вертолетный рынок только начал развиваться, как когда-то в 2000-х годах бизнес-авиация, и потенциал его огромен. И даже кризис не может остановить растущий интерес к этому средству передвижения, дающему гигантский выигрыш во времени и комфорте. Стимулирует дальнейшее развитие рынка и упрощение процедуры получения разрешений на полеты: теперь просто нужно подать заявку за час до полета и указать тип ВС, регистрационный номер, КВС и маршрут. Рынок пока еще сдерживается запретом на полеты над Москвой (разрешено движение только над МКАД), но вертолетные компании надеются, что в скором времени небо над Москвой откроют, и тогда следует ожидать новый всплеск интереса к вертолетному рынку.

Источник: Коммерсантъ

Добавить комментарий