Robinson r66

HeliRussia-2010 — третий раз в России.

С 20 по 22 мая 2010 г., в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 года № 1275-р, на территории выставочного комплекса "Крокус Экспо" прошла 3-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2010. Выставка организована Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по инициативе Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ). Устроителем выставки стало ЗАО "Русские Вертолетные Системы".

За предыдущие пару лет HeliRussia-2010 зарекомендовала себя как крупнейший в России и СНГ специализированный форум компаний вертолетной отрасли. В нынешней выставке приняли участие более 150 компаний из 14 стран мира: России, Украины, Латвии, США, Великобритании, Франции, Швеции, Италии, Германии, Польши, Ливии, Словакии, Бельгии и Израиля.

На торжественной церемонии открытия приветствие президента РФ Дмитрия Медведева участникам выставки огласил советник президента Леонид Рейман. Выставка была названа "одним из представительных смотров вертолетной индустрии". "В нынешнем году представлен весь спектр продукции, как военного, так и гражданского назначения, — говорилось в обращении президента. — Достойное место на выставке заняла продукция отечественных вертолетостроителей". По мнению Д.Медведева, "необходимо модернизировать предприятия отрасли, развивать кооперацию предприятий".

Генеральный директор ОПК "Оборонпром" Андрей Реус на открытии сказал, что "выставка появляется тогда, когда есть что выставлять". "С каждым годом растет интерес к продукции вертолетной индустрии, — отметил он. — Вертолетный рынок — один из самых динамично растущих в мире". "Нам всем хватит места на этом рынке, и мы сможем порадовать посетителей новой техникой", — добавил он.

Экспозицию HeliRussia-2010 открывал вертолет Ми-28 с бортовым номером "37", рядом с которым стояла табличка "Ми-28НЭ".

Два года назад Ми-28НЭ провел демонстрационные стрельбы в Алжире, в условиях пустынной местности, ночью. А в 2009 г. МО России приняло решение начать опытно-конструкторские работы по созданию модернизированного варианта Ми-28НМ. Кроме повышенной боевой живучести, этот вертолет должен иметь лучшие летные характеристики и новые боевые возможности. В рамках государственной программы вооружений до 2020 г. планируется в несколько раз увеличить поставки вертолетов в интересах министерства обороны России. "Заказ Минобороны существенно возрос — в разы. На финише (к 2020-му году) поставки будут исчисляться сотнями", — отметил генеральный конструктор ОАО "Московский Вертолетный Завод им. М.Л.Миля" (МВЗ им. Миля) Алексей Самусенко.

Он также добавил, что впервые российские военные выдали заказ на ударный вертолет Ми-35М. Этот вертолет был создан специально для экспорта, в настоящее время поставляется в Венесуэлу. Кроме того, после длительного перерыва, МО РФ решило приобрести военно-транспортный вертолет Ми-26.

Российские ВВС к 2015 г. получат на вооружение около 400 новых боевых и модернизированных транспортно-десантных вертолетов. Об этом заявлял ранее заместитель главкома ВВС России по вооружению генерал-майор Олег Бармин. По большей части, ВВС будут покупать вертолеты Ми-28, Ка-52 и "существенно модернизированные Ми-8". При этом "все вертолеты, которые мы покупаем для боевого состава, имеют возможность вести боевые операции ночью", — отметил О.Бармин, добавив, что все вертолеты имеют также защиту от переносных зенитных ракетных комплексов. В январе 2010 г. пресс-секретарь управления пресс-службы Министерства обороны России по ВВС Владимир Дрик объявил, что в текущем году ВВС получат четыре вертолета "Ансат-У" и некоторое количество Ми-28Н и Ка-52. По его словам, к 2015 году около 40% вертолетов в Вооруженных силах РФ будут новыми или модернизированными.

"Нас радует возрождение интереса к тяжелому Ми-26, — отметил А.Самусенко. — Это поможет нам ускорить разработку его модернизированной версии — Ми-26Т2, создаваемой в инициативном порядке. Первый опытный образец Ми-26Т2 планируется построить до конца 2010 г. В текущем году Ми-26 по заказу МО РФ будет поставляться в старой комплектации, а после сертификации Ми-26Т2, "он будет предложен российским военным".

Кроме того, в модельном ряду ОАО "Вертолеты России" существует проект тяжелого вертолета ПТВ-30 (Ми-46) с двигателями Д-215И взлетной мощностью по 7600 л.с. Максимальная взлетная масса ПТВ-30 в соответствии с названием должна составить 30000 кг, максимальная грузоподъемность — 12000 кг. Максимальная скорость — 300 км/ч, практический потолок без учета влияния земли — 2300 м, практическая дальность полета — 400 км.

А.Самусенко также сообщил, что Ми-38 с двигателями PW127T/S американской компании Pratt&Whitney возобновит полеты в текущем году. Первые наземные испытания машины запланированы на июнь текущего года. До конца текущего года планируется также поднять в воздух вертолет Ми-382 с российскими двигателями ТВ7-117В. По предварительным данным, серийное производство вертолета начнется в 2015 г.

Лейтмотивом выставки HeliRussia 2010 стало применение вертолетов в народном хозяйстве. Именно этим исполнительный директор ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов объяснил отсутствие в этом году на стенде холдинга моделей скоростных вертолетов Ми-Х1 и Ка-92, а также беспилотных вертолетов. Тем не менее, он подтвердил, что работы в этих направлениях продолжаются.

Основу российской экспозиции HeliRussia 2010 составил стенд ОАО "ОПК "Оборонпром", объединяющий холдинг "Вертолеты России" и "Объединенную двигателестроительную корпорацию" (ОДК). Именно этот стенд занимал главное место на выставке. Центром его экспозиции, в соответствии с лейтмотивом выставки, стал вертолет Ми-34С1. На "задворках" павильона (там обычно и ранее выставлялись натурные образцы, которые не вписывались в архитектуру стендов) также демонстрировался вертолет "Ансат" (RA-20012) в санитарном исполнении.

21 мая на выставке стал "Днем "Вертолетов России". В этот день состоялась пресс-конференция с участием генерального директора ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрея Реуса и исполнительного директора ОАО "Вертолеты России" Андрея Шибитова: "Вертолеты России" для региональной авиации — модернизация национальной экономики на основе опыта и инноваций".

По мнению Андрея Шибитова, новые проекты российских вертолетостроителей позволят решить проблемы транспортной доступности регионов страны. "Проблему транспортной доступности регионов России усугубляют плохие дороги, неудовлетворительная работа железнодорожного транспорта и сокращение аэродромной сети за последние годы с 1300 аэродромов до 320. В рамках программ инновационного развития мы предлагаем рынку региональных авиаперевозок современные технологические решения при создании новых моделей вертолетов. Более 70% нашей продукции составляют средние и тяжелые машины. За ближайшие 5-7 лет мы изменим структуру производства вертолетов и будем ориентироваться на выпуск более легких машин класса грузоподъемности от 1,5 до 8 тонн", — сказал исполнительный директор ОАО "Вертолеты России". В качестве примера А.Шибитов назвал вертолеты Ка-226Т, Ка-62 и "Ансат".

Кроме этих вертолетов в модельном ряду "Вертолетов России", судя по электронной презентации, представленной на выставке, существуют еще два проекта легких вертолетов.

Один из них носит название ЛВ-2,5 (Легкий Вертолет в классе взлетного веса 2,5 т). Его планируется оснастить двумя двигателями RR300, максимальный взлетный вес составит 1900 кг, максимальная скорость — 230 км/ч, крейсерская скорость — 210 км/ч, практический потолок — 4500 м, максимальная дальность полета с 5%-ным резервом топлива — 650 км. Вертолет рассчитан на перевозку пяти пассажиров.

Второй проект — в классе взлетной массы 4,5 т — носит название МЦВ-4,5. Этот вертолет предназначен для перевозки 12-13 пассажиров на дальность 350 км. В качестве подобной машины МВЗ им. Миля предлагает вертолет Ми-54. Максимальный взлетный вес МВЦ-4,5 должен составлять 4500 кг (с грузом на внешней подвеске — 4700 кг), максимальная скорость — 280 км/ч, дальность полета с АНЗ на 30 минут — 600 км. Статический потолок вне влияния земли — 2500 м. Какими двигателями будет оснащаться эта машина, в презентации указано не было.

По оценке А.Шибитова, "создание инфраструктуры региональных перевозок на основе современной вертолетной техники решит проблему обеспечения транспортной доступности российских регионов".

В тот же день "Вертолеты России" провели презентацию обновленного варианта вертолета Ми-34С1, его представил директор программы возобновления серийного производства Дмитрий Родин. Он отметил, что Ми-34С1 может внести существенные коррективы в распределение долей мирового рынка. Ежегодный объем поставок легких вертолетов (категория FAR-27) на мировом рынке оценивается примерно в 1000 единиц, при этом "львиную долю" на этом рынке занимает компания Robinson с вертолетом R44. "Я уверен, что при активной маркетинговой работе в течение 3-4 лет мы сможем значительно подвинуть этого лидера", — считает Д.Родин.

Свою уверенность он обосновывал как техническими, так и ценовыми преимуществами Ми-34С1. По словам Д.Родина, российский вертолет будет на 20% дешевле R44, его стоимость в базовой комплектации на российском рынке и в странах СНГ составит $500 тыс.

Ми-34С1 имеет 4-лопастный несущий винт, "что существенным образом повышает устойчивость вертолета по сравнению с 2-лопастным R44", а это важно при обучении полетам, то есть для решения главной задачи обоих вертолетов. Кроме того, Ми-34С1 является высокоманевренным, это единственный в мире вертолет легкого класса, способный выполнять все фигуры высшего пилотажа. "Выходить на рынок, полностью поделенный между конкурентами, можно имея в запасе только серьезные аргументы в пользу своего продукта. И в этом отношении мы вполне уверены в Ми-34С1", — подчеркнул Родин.

Читайте также  Во втором квартале Robinson снизил поставки

Ми-34С1 — это Ми-34 в новом серийном исполнении. Он ориентирован, в первую очередь, на российский рынок и страны СНГ. В последующем ставится задача продвижения вертолета в Африку, Латинскую Америку и некоторые страны азиатского региона, а затем в Западную Европу и Северную Америку.

Первый летный образец Ми-34С1 планируется показать на московском авиасалоне МАКС в 2011 г., начало серийного производства на заводе в Арсеньеве намечено на 2012 г. "Это уже утвержденная программа и все планы у нас сверстаны для ее реализации", — сказал Д.Родин. Он также отметил, что столь продолжительное время для возобновления производства Ми-34 связано с внесением в конструкцию ряда изменений и перевода конструкторской документации "в цифру".

Вертолет оснащается поршневым двигателем М9ФВ производства Воронежского механического завода, причем рассматриваются и альтернативные варианты, которые пока держатся в секрете. В комплектации авионики будут участвовать компания "Трансзас" и ульяновское приборостроительное предприятие.

Интересно, что в ходе презентации уже нашелся частный покупатель, которого очень интересовало, может ли он купить вертолет уже сегодня. Однако на выставке, по словам директора программы, был представлен макет вертолета Ми-34С1, хотя внешне эта машина выглядела как настоящая, видимо для нее был использован планер одного из ранее построенных вертолетов.

В ходе визита в Омск в конце 2009 г. вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что когда холдинг "Вертолеты России" выпустит новый Ми-34, первые экземпляры вместе с тренажерами сразу же поступят в Омское летное училище.

Несмотря на столь пристальное внимание к легким вертолетам, "Вертолеты России" продолжат и развитие вертолетов семейства Ми-8. Модернизированный вертолет пока имеет рабочее название Ми-171М. Утверждено техническое задание, 30 июня планируется провести макетную комиссию и утвердить эскизный проект. Ми-171М будет оснащен "стеклянной кабиной" и двигателями ВК-2500. Серийное производство будет вести Улан-Удэнский авиационный завод.

"Есть три варианта вертолета со "стеклянной кабиной", — сказал А.Шибитов, — которые поставляются на экспорт". Один из них с бортовым комплексом ИБКВ-17 компании "Транзас" демонстрировался на МАКС-2009. В этом году "Вертолеты России" представили в Индии первый опытный модернизированный вертолет Ми-17В5 с новым БРЭО и цифровым автопилотом. Первая партия из четырех таких вертолетов согласно графику должна быть поставлена в Индию в сентябре 2010 г.

Слева от стенда "Вертолетов России" располагалась внушительная экспозиция корпорации "Ивченко-Прогресс", на которой был представлен весь спектр вертолетных двигателей предприятия, в том числе и ряд новых работ.

"Мотор Сич" осваивает производство двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В, способного повысить летные характеристики вертолетов Ми-8, Ми-24, Ка-52 и Ми-28Н. Изюминка мотора в том, что он сохраняет максимальную мощность в условиях, при которых все существующие двигатели ее теряют. 19 мая в г. Конотопе на ГП "Авиакон" состоялись летные испытания вертолета Ми-8МТВ с двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1В. В ходе испытаний вертолет поднялся на высоту 8100 м за 13 мин, установив тем самым мировой рекорд. Максимальная мощность 2000 л.с. поддерживалась в течение 30 мин. Ранее вертолет Ми-24 с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В также показал рекордную скороподъемность — на высоту 5000 м он поднялся за 9 мин.

Международный сертификат типа СТ267-АМД на двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В председатель МАК вручила председателю Совета директоров ОАО "Мотор Сич" Вячеславу Богуслаеву в сентябре 2007 г. Государственные стендовые испытания двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В успешно завершились в 2009 г., что позволило принять его на вооружение МО Украины. Благодаря замене двигателей ТВ3-117В на ТВ3-117ВМА-СБМ1В ВВС Украины расчитывают экономить на техническом обслуживании машин за счет увеличения ресурса силовых установок Ми-24.

ТВ3-117ВМА-СБМ1В создан на базе турбовинтового двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 для регионального самолета Ан-140. В силовой установке используется ряд новых компонентов с увеличенным ресурсом. Новые двигатели могут быть установлены без дополнительной доработки вертолетов — системы автоматического управления двигателей могут функционировать совместно с имеющимися бортовыми системами вертолета. По мнению специалистов "Мотор Сич" ТВ3-117ВМА-СБМ1В обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с двигателями ТВ3-117 и ВК-2500, особенно в условиях высокогорья и высоких температур, а также имеют существенно более высокий ресурс. Сейчас ведется работа по установке ресурсов до первого капитального ремонта — 4000 ч/циклов и назначенного ресурса — 12000 ч/циклов.

В настоящее время на ОАО "Мотор Сич" проводит работы по созданию модификации ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 1 с системой автоматического управления и контроля типа FADEC.

"Мотор Сич" также продемонстрировал двигатель МС-500, который может устанавливаться на вертолеты "Ансат", и турбовальный двигатель МС-14ВК, который является вертолетной модификацией турбовинтового двигателя МС-14. Этот мотор украинские моторостроители предлагают в качестве альтернативы французского двигателя Ardiden 3G на вертолете Ка-62 и РД-600В на вертолете Ка-60.

МС-14ВК имеет взлетную мощность 1680 л.с. (1300 л.с. у РД-600В и 1680 л.с. у Ardiden 3G), которая на чрезвычайном режиме может быть увеличена до 1800-1900 л.с. "Мотор Сич" изготовила опытные образцы двигателя, провела ряд испытаний, но заказов на него пока нет.

По мнению В.Богуслаева сотрудничество с российскими предприятиями сегодня ограничено запутанной структурой управления и не до конца ясной процедурой подчинения российских предприятий. Тем не менее, отвечая на вопрос относительно применения украинских двигателей на российских вертолетах, А.Шибитов ответил, что "Вертолеты России" будут рассматривать эти двигатели наряду с французскими и американскими моторами и выберут "оптимальный вариант".

Экспозиция ОДК в части вертолетных двигателей выглядела гораздо скромнее. Корпорация представила глубокую модернизацию двигателя ТВ3-117 — ВК-2500, который демонстрировался вместе с транспортным контейнером. Сертификация двигателя ожидается в 2013 г., серийное производство будет вести Уфимское моторостроительное производственное объединение.

Демонстрировались также двигатели ВК-800В с взлетной мощностью 800 л.с. для легких многоцелевых вертолетов и долгожданный РД-600В для вертолета Ка-60.

Справа от "Вертолетов России" располагался стенд компании "Еврокоптер Восток", центром которого стал макет вертолета ЕС175. Этот вертолет демонстрировался в России впервые.

Первый официальный полет EC175 состоялся 17 декабря 2009 г., ровно через четыре года после начала разработки. Сертификат EASA планируется получить в 2011 г., а поставки заказчикам начать с 2012 г. Пока Eurocopter подписал контракты на 114 вертолетов с 14 заказчиками. Статус первого заказчика EC175 получила российская авиакомпания "ЮТэйр", которая в 2008 г. подписала контракт на поставку 15 вертолетов с опционом еще на 15 машин.

По мнению генерального директора авиакомпании "ЮТэйр" Андрея Мартиросова, EC175 — "лучший в мире вертолет для двух вещей — VIP-перевозок и оффшорных полетов", эти вертолеты помогут компании завоевать свою нишу на рынке оффшорных операций. Однако первые пять вертолетов "ЮТэйр" рассчитывает получить в VIP-компоновке.

Кстати, сборка этого вертолета уже начата в Китае под обозначением Z-15, а вот на выставке, как ни странно, ни одного китайца замечено не было. Видимо отечественное вертолетостроение их больше не интересует.

Еще одним дебютантом московского салона стал вертолет AgustaWestland AW139. Планируется, что после выставки вертолет совершит трехнедельный тур по России, который включит полеты в такие регионы, как Тюмень и Сургут.

Эти машины планируется собирать в России совместно с "ОПК "Оборонпром". В первый день выставки "Оборонпром" и AgustaWestland подписали техническое задание на строительство сборочного центра вертолетов AW139 в России. Подписи под документом поставили генеральный директор ОПК "Оборонпром" Андрей Реус и исполнительный директор AgustaWestland Джузеппе Орси.

Комплекс, на котором будет осуществляться лицензионная сборка вертолетов AW139, будет расположен в подмосковных Панках. Строительство предприятия начнется в ближайшее время, сообщил Андрей Реус. Он также отметил, что кооперация российских производителей вертолетов с зарубежными компаниями будет расти. "Мы все больше становимся партнерами, чем конкурентами", — сказал он. По словам А.Реуса, по проекту производства вертолетов AW139 в России "Оборонпром" договорился с итальянской компанией AgustaWestland "практически по всем пунктам".

В России стартовым заказчиком AW139 стала компания "Авиасервис" (торговая марка Heli Club), которая с 2008 г. эксплуатирует вертолет AW109 Grand. "Авиасервис", заключила с AgustaWestland первый в России контракт на поставку AW139 и рассчитывает получить первый вертолет до конца года. Как отметил генеральный директор компании "Авиасервис" Сергей Бархатов, "если AW139 понравится нам так же, как эксплуатируемый полтора года Grand, я уверен, что у него хорошее будущее в России".

Читайте также  Робинсон R66. За и против

О стратегическом партнерстве "Оборонпром" и AgustaWestland объявили еще на выставке HeliRussia 2008. Тогда компании подписали долгосрочный контракт и пятилетнее соглашение о дистрибуции итальянских вертолетов в России и в большинстве стран СНГ. Сотрудничество предполагало строительство производственных мощностей по выпуску AW139 и создание в России сети сервисных центров для обслуживания итальянских машин.

Первым авторизованным сервисным центром по обслуживанию легких гражданских вертолетов AgustaWestland в России стала компания "Аэросоюз". Сервисный центр, находящийся недалеко от МКАД, будет обеспечивать техническое обслуживание и ремонт вертолетов этого типа. В связи с тем, что количество вертолетов AgustaWestland в России увеличивается, в планах итальянской компании открытие в России еще нескольких сервисных центров.

AW139 считается бестселлером в классе средних двухмоторных вертолетов. На сегодняшний день компания поставила порядка 300 машин этой модели, а общее число заказов на AW139 достигло 490. Благодаря разнообразным компоновкам вертолет может использоваться для корпоративных и VIP-перевозок, поисково-спасательных работ, медицинских перевозок, морских операций, транспортировки грузов и др. AW139 был создан с применением новейших технологий, обеспечивающих высокий уровень безопасности. Как сообщил журналистам исполнительный директор AgustaWestland Джезеппе Орси, EASA сертифицировала систему полной защиты вертолета AW139 от обледенения FIPS (Full Ice Protection system). Получение российского сертификата на систему FIPS ожидается в июле.

На HeliRussia-2010 впервые был сформирован французский объединенный стенд, в рамках которого были представлены 13 компаний, в том числе и Turbomeca, которая поставляет двигатели для вертолетов Ка-226Т и, вероятно, будет поставлять двигатели для вертолетов Ка-62. Общее количество экспонентов из Франции составило 16 компаний, что превосходило все другие зарубежные страны. Выставку посетила делегация Объединенной аэрокосмической промышленности Франции (GIFAS), отметив, таким образом, год Франции в России.

Американские компании на выставке выглядели более скромно, чем их европейские коллеги. Компания Jet Transfer, официальный дилер американской фирмы Bell Helicopters в России, вместе с ОАО "Казанское авиапредприятие" в первый день выставки объявила об открытии в июле линейных станций технического обслуживания вертолетов Bell 407/427/430 в Москве (на базе компании "Авиасервис") и Санкт-Петербурге (яхтенный порт "Геркулес", где есть вертолетная площадка). Пока же ремонтом и поддержкой в эксплуатации вертолетов Bell, эксплуатируемых в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, занимается сервисный центр на базе ОАО "Казанское авиапредприятие". Официальный статус авторизованного центра обслуживания он получил в 2009 г. в ходе выставки "Ле-Бурже-2009". Heli Club и "Геркулес" предоставят свои оборудованные площадки для линейных центров, а оперативное и периодическое техобслуживание вертолетов Bell будут осуществлять казанские специалисты. Более серьезный ремонт, включая гарантийное обслуживание, по-прежнему остается за "Казанским авиапредприятием".

Проект является очень актуальным для Санкт-Петербурга — единственного города в России, имеющего вертолетные площадки в самом центре. В целом, в черте города имеется 14 таких площадки, из них четыре — в центре, включая Невский проспект и берег Финского залива.

В настоящее время в России эксплуатируется 25 вертолетов Bell, в текущем году поставлено два вертолета, идет передача третьего, а с начала года заключены соглашения о поставке еще четырех машин.

Всего же в павильоне было представлено 14 натурных вертолетов, причем российских — только три. Кроме упомянутых уже Ми-34С1 и "Ансата", демонстрировался также Ми-2, а вот Ка-226 в этот раз присутствовал только в виде модели.

Тем не менее, российские вертолетостроители рассчитывают на победу Ка-226Т в индийском тендере. В ходе пресс-конференции генеральный директор ОПК "Оборонпром" А.Реус сказал, что для выполнения требований тендера на поставку в Индию легких вертолетов, "мы внесли много усовершенствований в базовую машину и сделали это за счет очень больших финансовых вложений и за счет очень активной работы конструкторских и производственных подразделений". Ка-226Т стал полностью соответствовать всем достаточно жестким требованиям. "Поэтому мы и остались в "шорт-листе" вдвоем с "Еврокоптером".

"В любом случае, — отметил он, — машина имеет хорошую рыночную нишу. Она способна решать поисково-спасательные и медицинские задач, перевозить людей и грузы, активно будет использоваться в полицейских функциях, в работе МЧС". Машина может эксплуатироваться в условиях высокогорья, жаркого климата. "Я считаю, что это будет очень востребованная техника", — отметил глава "Оборонпрома".

Победитель индийского тендера получит заказ на поставку в эту страну 97 машин и организацию лицензионного производства еще 100 вертолетов на территории Индии. Вне зависимости от результатов тендера, маркетологи холдинга "Вертолеты России", рассчитывают продать на внешнем и внутреннем рынке не менее 800 Ка-226Т за ближайшие 15 лет. Серийное производство вертолета ведет Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП).

В январе-феврале Ка-226Т с французскими двигателями Arrius 2G1 прошел этап зимних летных испытаний в Индии, в мае начался третий этап испытаний в условиях высоких температур и пустынной местности. После завершения испытаний в Индии Ка-226Т в сентябре вернется в Россию, где начнутся его сертификационные испытания. Завершить их планируется в первом квартале 2012 г. "Вертолеты России" заключили контракт на поставку 200 двигателей Arrius 2G1 с французской компанией Turbomeca, которая уже поставила восемь двигателей этого типа для опытных вертолетов.

КумАПП также успешно реализует контракты на поставку в Китай девяти противолодочных вертолетов Ка-28 и девяти вертолетов радиоэлектронной разведки и целеуказания Ка-31. По словам А.Шибитова "небольшое отставание" ликвидировано, "сейчас мы вновь вошли в согласованный график и теперь руководству завода надо приложить усилия, чтобы его выдержать". Он также обратил внимание, что в связи с возможной закупкой французских вертолетоносцев "Мистраль" в России активизировалась тема морских вертолетов. "У нас есть план модернизации Ка-29 и Ка-31 и Минобороны России решает вопрос закупки российских версий этих вертолетов", — сказал А.Шибитов.

Китаю также поставляет вертолеты и Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ). Партия из 32 вертолетов Ми-171Е, контракт на которую был заключен с КНР в 2009 г., будет поставлена до конца 2011 г. Вертолеты предназначены для одной из китайских авиакомпаний, выполняющих транспортные перевозки. Авансовые платежи для выполнения контракта уже получены, контракт реализуется в соответствии с графиком. Поставки вертолетов начнутся в конце этого года и продолжатся до конца 2011 г. По итогам 2009 г. УУАЗ выпустил 60 вертолетов, а на экспортные заказы пришлось около 50%. В 2010 г. планируется выпустить 75 вертолетов, причем экспортная составляющая снизится до 40%.

В целом же, по мнению главы делегации ФГУП "Рособоронэкспорт" Владислава Корнева, экспорт российских вертолетов в 2010 г. увеличится на треть. "По сравнению с 2009 г. мы увеличиваем в этом году экспортные вертолетные поставки на 30% и реализуем контракты на сумму около $500-600 млн., — сказал он. — В прошлом году наша выручка по вертолетам составила $380 млн. Тогда Венесуэла была на первом месте по поставкам российских вертолетов". Всего же российские вертолеты в прошлом году поставлялись в 23 страны.

По словам В.Корнева, "в структуре экспорта вертолетная техника составляет около 10% от общего объема заказов". "В этой нише транспортно-боевые вертолеты составляют более 90%", — подчеркнул глава делегации. В настоящее время успешно выполняется контракт на поставку вертолетов Ми-35М в Бразилию. Этим контрактом предусмотрен дополнительный опцион, который сейчас обсуждается.

Сегодня ФГУП "Рособоронэкспорт" участвует в ряде тендеров на поставку вертолетов. Наиболее крупные из них проводятся в интересах Вооруженных сил Индии. С Ми-28НЭ Россия участвует в тендере на поставку 22 боевых вертолетов, с Ми-26Т2 — в тендере на поставку 15 тяжелых транспортных вертолетов, с легким многоцелевым Ка-226Т — в тендере на поставку 197 легких вертолетов наблюдения и разведки. "Рособоронэкспорт" также продолжает борьбу за победу в тендерах на модернизацию 108 средних многоцелевых вертолетов типа Ми-17 и 11 противолодочных вертолетов Ка-28.

Более того, буквально накануне выставки Индия опубликовала "запрос на информацию" о возможности покупки 16 корабельных вертолетов и 14 вертолетов берегового базирования. В соответствии с запросами, корабельные вертолеты должны обеспечивать наблюдение за морским пространством, выполнять поисково-спасательные операции и наносить удары по наземным целям. Однако российским вертолетчикам здесь, судя по всему делать нечего: вес вертолета не должен превышать 6500 кг. Индия рассчитывает получить ответы на это предложение к 3 июня, а пока работает над следующим этапом — "запросом предложений".

Читайте также  Robinson поставил 10000-й вертолет

А вот в тендере по вертолетам берегового базирования с массой не более 12000 кг российские вертолетчики поучаствовать могут. Индия рассчитывает получить ответы на свой запрос до 4 июня. Эти вертолеты должны иметь возможность эксплуатации с борта сторожевых кораблей прибрежного действия, включая перспективные суда.

Впервые на выставке были представлены ближайшие родственники вертолетов — автожиры. Российское ООО "ГиРос" представило на выставке автожиры "Гирос-1" и "Гирос-2". В очередной раз продемонстрировало автожир МАИ-208 ОСКБ-С Московского авиационного института.

Существенные перемены выставка выявила в сфере бортового радиоэлектронного оборудования российских вертолетов. Компания "Авиаприбор-холдинг", вошедшая в концерн "Авиаприборостроение" на своем стенде продемонстрировала новую "стеклянную кабину" легкого вертолета. Приборный комплекс Ульяновского конструкторского бюро приборостроения (УКБП) для вертолета "Ансат" уже сертифицирован, ведется работа над комплексом для вертолета Ка-226. Важным достижением УКБП также стала победа в тендере на создание комплекса бортового оборудования для программы глубокой модернизации вертолета Ми-171 — Ми-171М. В августе прошлого года этот вертолет демонстрировался на МАКС-2009 с комплексом питерской компании "Транзас".

Эта компания также присутствовала на выставке. Ее подразделение — "Транзас авиация" — в июне этого года должна поставить ОАО "Камов" первый комплекс бортового оборудования КБО-62 (он демонстрировался на выставке) для вертолета Ка-62. В октябре комплекс будет установлен на вертолет и начнет летные испытания. По мнению генерального директора "Транзас авиация" Дмитрия Третьякова, КБО-62 отвечает всем техническим требованиям отечественных и зарубежных эксплуатантов вертолетной техники гражданского и военного применения. Масса ядра комплекса составляет 19,5 кг. В его состав входят пилотажные и навигационные дисплеи со встроенной системой цифровой карты, вычислительные системы самолетовождения, система сбора и контроля информации от общевертолетных систем и двигателя, радиосвязное и радионавигационное оборудование.

В марте 2010 г. компания Eurocopter получила одобрение EASA на оснащение вертолета EC135 в качестве дополнительного оборудования клиента рядом подсистем производства "Транзас-Авиация", в частности системы раннего предупреждения приближения к земле ТТА-12Н, спутниковым приемоиндикатором GPS/ГЛОНАСС TTS и МФИ TDS-12. Эти системы уже выпускаются серийно и устанавливаются на российские вертолеты семейства Ми-8/17 и Ка-226. Стратегической задачей является установка полностью российской кабины и доведение до 40% доли российского оборудования на поставляемых в Россию вертолетах компании Eurocopter. В этом году планируется проработать возможность установки российского оборудования и на EC175.

Не обошлась выставка и без обширной деловой программы. Одним из ключевых мероприятий стала конференция "Рынок вертолетов: реалии и перспективы", которую организовала Ассоциация Вертолетной Индустрии и отраслевое агентство "АвиаПорт".

По данным ГосНИИ ГА, в 2009 г. численность парка вертолетов (внесенных в реестр РФ ГА) достигла 2 126 шт., в том числе 252 вертолета иностранного производства. В 2008 г. в реестре воздушных судов числился 2081 вертолет (208 — иностранных). Рост численности в 2,16% был достигнут в основном, за счет изготовленных в 2009 г. и внесенных в реестр 23 отечественных вертолетов (19 Ми-8АМТ и 4 Ми-8МТВ-1) и 15 вертолетов иностранного производства.

Несмотря на рост численности в 2009 г., суммарный налет парка вертолетов России сократился до 360 тыс. часов с 415 тыс. часов в 2008 г. Сокращение налета составило 13,25%. При этом среднесписочная наработка отечественных вертолетов оказалась в три раза выше, чем у иностранных.

В 2009 г. "Вертолеты России" изготовили 183 вертолета, что на 8,3% больше, чем в 2008 г. Тем не менее, год назад холдинг заявлял, что в 2009 г. "будет построен как минимум 231 вертолет". Основной продукцией по-прежнему остаются вертолеты Ми-8/17 (139 машин, 105 для гражданских заказчиков), а во всем мире лидером продаж являются легкие одномоторные вертолеты для корпоративного использования.

Директор по анализу рынка компании Honeywell Aerospaсe Чарльз Парк в прогнозе мирового вертолетного рынка на ближайшие пять лет подчеркнул, что хотя 2010 г. и считается годом восстановления экономики, "планы приобретения вертолетов оказались более скромными, чем в 2009 г., а тем более чем в 2008 г." Рост закупок вертолетом ожидается только в 2011 г. Однако, несмотря на общее падение спроса в целом, рынок разных регионов ведет себя по-разному. Если в Северной Америке и в Европе имеется тенденция к падению спроса, то в Латинской Америке и на Ближнем Востоке эксплуатанты планируют увеличить закупки. Тем не менее, в 2011 г. рынок вертолетов достигнет своего "дна", а восстанавливаться начнет в 2012 г. При этом самая большая доля этого рынка — 56% по-прежнему будет приходиться на легкие одномоторные вертолеты.

Основной причиной покупки новых машин является возраст. Однако Ч.Парк отметил и некоторые новые тенденции роста спроса на новые вертолеты. В первую очередь это желание эксплуатантов снизить расходы на обслуживание, что связано в основном со сложившейся экономической ситуацией, во-вторых — получить современное бортовое оборудование. При этом, помня о том, что кризис начался с кредитного рынка, многие эксплуатанты стремятся именно купить вертолеты, а не взять их в лизинг.

По мнению Ч.Парка, вторичный рынок вертолетов достиг своего пика, и начинает постепенно снижаться. Цены на подержанные вертолеты упали, но не так сильно, как на самолеты деловой авиации. А чем быстрее "рассосется рынок вторичный, тем быстрее начнет расти спрос на новые вертолеты".

Согласно прогнозу, с 2010 по 2014 гг. мировому рынку потребуется от 3750 до 4250 гражданских вертолетов с газотурбинными двигателями. Эти показатели достаточно близки к объему поставок предыдущего пятилетнего периода — с 2005 по 2009 гг. (3900 машин).

В прогнозе также было отмечено, что интенсивность полетов восстанавливается, в среднем на 10% по сравнению с 2009 г, а это предвестник "возобновления закупок новых вертолетов". Однако в Северной Америке и в Европе возможен незначительный спад интенсивности полетов. В то же время Ч.Парк привел цифры среднего годового налета в 2009 г.: в Европе он составлял 376 часов, а в России — 528 часов.

В прогнозе североамериканского рынка на ближайшие 10 лет компания Rolls-Royce отметила, что будет выпущено 9600 гражданских вертолетов на сумму $27 млрд, и 6200 военных вертолетов стоимостью $104 млрд. При этом предполагается, что компания Eurocopter в ближайшие 1-3 года сохранит лидирующие позиции на рынке, а Robinson в течение 3-5 лет будет способен потеснить на рынке легких вертолетов нынешнего лидера — американскую компанию Bell. При этом из 9600 гражданских вертолетов 64% будут составлять именно легкие одномоторные вертолеты, еще 17% займут легкие двухмоторные вертолеты.

Прогноз роста возможностей компании Robinson на рынке вероятно связан с новым вертолетом R66, который бы представлен в феврале 2010 г. в Хьюстоне на выставке Heli-Expo. Это первая модель компании Robinson с газотурбинным двигателем R330 британской компании Rolls-Royce. По мнению руководства компании, именно этот более легкий и надежный в эксплуатации двигатель обеспечит новому вертолету хорошие перспективы на рынке, в том числе и в России.

Уральская вертолетная компания подала заявку на дилерство R66 в конце января 2010 г. и она была удовлетворена еще до открытия выставки в Хьюстоне. Поставки первых вертолетов R66 могут начаться уже осенью. Цена R66 составит $770 тыс. По прогнозам компании Robinson, в первый год на российском рынке может быть продано 5-10 вертолетов, в дальнейшем ежегодный объем продаж может возрасти до 20 вертолетов. Уральская вертолетная компания планирует привезти первый R66 в Россию в 2011 г.

Третий день работы выставки был посвящен презентациям учебных заведений. Московский авиационный институт и кафедра "Проектирование вертолетов", Казанский Государственный технический университет им. А.Н.Туполева провели презентации своих работ в области вертолетостроения.

Уже по традиции, на HeliRussia 2010 прошло вручение учрежденных АВИ ежегодных премий для работников предприятий вертолетной индустрии в номинациях: "Пилот года", "Конструктор года", "Инженер года". Получили награды и победители 3-го фотоконкурса "Красота винтокрылых машин".

Андрей Юргенсон

Источник: АвиаПорт.Ru

Добавить комментарий